Белорусский союз композиторов

 

Мдивани Андрей Юрьевич

С именем крупнейшего композитора современности Андрея Мдивани связаны высокие достижения в области музыкального искусства. Он является автором сценических произведений, симфоний, ораторий, инструментальных и хоровых концертов, хоров, музыки для народного оркестра, камерных произведений[1]. Во всемирно известном балете «Страсти (Рогнеда)», идущем с 1995 года на аншлагах в Национальном театре оперы и балета Беларуси и открывавшем Дни культуры Беларуси в Польше (Варшава, 1997), Декаду белорусского искусства и культуры в России (Москва, Большой театр, 2001), впервые в мире на высоком художественном уровне была решена тема Крещения Руси.

Емкое пространство музыки композитора вбирает целый мир: Восток и Запад, Север и Юг. Важное место в нем принадлежит разноообразным связям со славянскими и грузинскими интонационными корнями. Полнота бытия и совершенство мироздания, истоки которой  в извечных законах гармонии – содержательная основа его музыки. Важнейшей чертой стиля композитора является театральность. Ее выражением служит тщательно разработанная интонационная драматургия, точно найденные музыкальные характеристики, яркая эмоциональность всего звукового строя. Не случайно дирижеры говорят, что сочинения Мдивани надо не только играть, но и ставить[2]. Во всем строе его музыки очевидны союз чувства и интеллекта, красоты и гармонии.

В важнейших жанрах композитор сказал свое весомое слово. В области симфонической музыки он явился основоположником белорусского программного симфонизма, связанного с раскрытием темы истории славянских земель, с деяниями великих белорусских просветителей – Ефросинии Полоцкой, Симеона Полоцкого, Франциска Скорины, с литературными образами поэзии Данте, Овидия, Бальмонта, Янки Купалы, Лермонтова, Пушкина, Сологуба, Языкова, с философской прозой Бальзака. В его симфониях художественными средствами глубоко и оригинально раскрыты идея связи времен и устремления человеческого духа к красоте и гармонии. Особой известностью пользуется Шестая симфония «Полоцкие письмена», написанная в честь 1125-летия г. Полоцка. Благодаря концепционной значительности и возвышенности музыки, она постоянно звучит в концертах, в торжественные и памятные дни по национальному радио и телевидению.

В области хорового и вокально-инструментального жанрах Мдивани насытил музыкальную ткань зримой, пластической выразительностью интонации, создав прецедент театрализации музыки, в собственно хоровом звучании – творчески преломил древнюю византийскую культуру распевания текстов и грузинскую манеру мужского пения, которые были оригинально интегрированы в архаическую интонационность и экспрессию современного мелоса и гармонии. Одновременно им была утверждена новая интерпретация белорусского фольклора, где собственно фольклорным элементом выступал литературный текст и народный образ. Утонченно-чувственное и в то же время экспрессивное хоровое письмо обусловлено представлениями композитора о звуковой красоте как истоке гармонии и высокой духовности.

В народно-оркестровую музыку композитор привнес симфоническое начало, значительно обогатив тембровую палитру народного инструментария и расширив жанровую амплитуду произведений. В оркестровых пьесах он сумел достичь органичного синтеза авторской и фольклорной интонационности, раскрыв новые аспекты белорусской “музыкальной ментальности”. Для Национального академического оркестра народных инструментов им. И. Жиновича впервые в СССР композитором была написана симфония «Память земли» – яркое, эмоциональное и новаторское произведение, синтезирующее различные композиторские техники. Пятая симфония была исполнена под руководством знаменитых дирижеров – народного артиста Беларуси, лауреата Государственной премии Беларуси профессора Михаила Козинца, (г. Минск), народного артиста СССР, профессора Николая Некрасова (оркестр Всесоюзного радио и телевидения СССР, г. Москва), а также другими оркестрами бывшего СССР.

В области сценического жанра композитор стремится к синтезу театральных форм. Высоко оценена белорусским и российским слушателем музыкальная комедия “Денис Давыдов”, которая по своей структуре и драматургии приближается к опере. В свое время драматический спектакль с одноименным названием и музыкой композитора прошел по театрам Советского Союза. В балете “Страсти (Рогнеда)”, где впервые в мире раскрыта тема принятия православия на славянских землях князем Владимиром, композитором создана грандиозная симфоническая фреска, определяющая хореографическую лексику и сценографию[3]. Крупный штрих сочетается здесь с тонкой детализацией, обобщенность интонационно-пластического образа – с характеристическими портретами. Единство слышимого и видимого достигается с помощью собственно музыкальных средств, балетной пластики и сюжетной драматургии.В опере “Маленький принц”, дописнной и поставленной в 2008,[4] композитор достигает органичного синтеза музыки и слова, в хореографической музыке “Шагрень”(по роману О. де Бальзака “Шагреневая кожа”) – философской глубины в осмыслении жизни средствами искусства звуков. Музыка сочинений отличается яркостью и выпуклостью образов, богатством оркестрового мышления и красотой музыкального интонировния, высоким профессиональным мастерством.

Произведения композитора демонстрируют оригинальность творческих решений, самобытность стиля, профессиональное мастерство. Они исполнялись не только в Беларуси, но и в Америке, Англии, Армении, Болгарии, Германии, Грузии, Индии, Ирландии, Казахстане, Латвии, Литве, Молдове Польше, России, на Украине, во Франции, в Эстонии. Музыка Мдивани занимает важное место в музыкальной культуре Беларуси. Она изучается в школах, училищах и вузах, является предметом научных исследований, записана на пластинки, диски, звучит по радио и телевидению, в концертах и на театральных сценах.

Сочинения

Сценич. произв.: муз. комед. «Денис Давыдов» (в 2-х действ., по пьесе В.Соловьева; 1982,1985), мюзикл «Месс Менд» (в 2-х актах, либр.В. Яконюка, 1987), оп. «Маленький принц» (в 2-х актах, либр. В. Яконюка, 2004); балеты: «Данко» (либр. А. Бутримовича, 1977), «Страсти (Рогнеда)» (либр. В. Елизарьева, 1993), вокально-хореографическая сюита «В честь 30-летия Великой Победы над фашизмом» (сл.А. Русака, либр. С. Дречина, 1975). Вокально-инструмент. произв.: для хора и симф. орк. — кантаты «Белорусский край» (сл. Я. Коласа, 1969), «Мы помним вас, люди» (сл. А. Луначарского, 1982); для солистов, хора и симф. оpк. — оратория «Ванька-встанька» (по "Сказке о русской игрушке" Е. Евтушенко, 1972), для чтеца, солистов, хора и симф. оpк. — оратория «Вольность» (по мотивам "Путешествия из Петербурга в Москву" А. Радищева, 1975); Оркестр. произв.: для симф. орк. — поэмы '«Фрески» (1967), «Погребение Хатыни» (1970), «Диалект» (1974), «Праздничная поэма»(1978); симф. картины: «Христова фреска», «Разрушение Полоцка», «Изгнание Рогнеды», «Шествие старцев», «Владимир» (1993), «Арáхна» (1999); орк. пьесы: «Остинато» (1974), увертюра-фантазия «Праздник» (1984), «хореографическая» новелла «Теннис» (1985); для двух скрипок и оркестра – «Славянское каприччио» (1979), для трубы-пикколо и оркестра – «Здравица» (1980); симфонии: I (1969), II («Песни для оркестра», 1971), III («Симфония в стиле барокко», 1979), IV (Homo sapiens, 1983), для симф. оркестра, хора и солистки – VI («Полоцкие письмена», 1987), VII («Северные цветы», сл. К. Бальмонта, Овидия, народные, из Библии), для оркестра и солиста – VIII («Путь земной», по Данте, 1999), Симфония-концерт для скрипки с оркестром (2002), «Хореогафическая музыка «Шагрень» (по О. де Бальзаку, 2006); концерты: концерт-поэма для виолонч. с орк. (1980), для орк. «Метаморфозы» («Россиниана», 1981), каприс-концерт для валт. с орк.(1986); для струн. орк.: «Музыкальный момент» (с ф-п. или органом, 1978), «Крещендо» для валторны с орк. (1984); для орк. нар. инстр. — Народные игры (1973), Протяжная, или Песня (1975), Бульба (1975), Частушка (1976), Бубенцы (1977), Крыжачок, Юрочка (1977), На Купалье (1980), Раек (1983), фантазия «Ленок»(1985), Кирмаш (1987), для нар. орк., хора и меццо-сопр. – Пятая симфония «Память земли» (1984), для баяна и нар. орк. – Концерт-поэма «Памяти Помозова»(1988). Камерно-инстр. произв.: для струн. квартета — Пьеса (1965); для виолонч. и ф-п. — Соната (1967), пьеса «Пионерский поезд»(1982); для трубы и ф-п. – «Куба, си!»(1984), для флейты и ф-п. — Рондо (1966), Скерцо(1980); для валторны и ф-п. — Рондо (1966), для фагота – Полифонический этюд, Остинато (1980), для гобоя – пьесы «Экзерсис», «Коломбино»(1980), для виолонч. – триптих «Монолог», «Пьеса без смычка», «Полифоническая пьеса»(1980); для ф-п. — Пять пьес (Шутка, Скерцино, Веселые игры, Старинный мотив, Лирическое интермеццо, 1971), цикл «Приношение детям» (Размышления, Балет, Сказка, Шутка, Мечтатели, Игра, Маски, Элегия, Финал, 1980), пьеса «Футбольное аллегро» (1987), «Ин-Ци» (2003), сюита «Сказочная Беларусь» (2003), «Транскрипция по мотивам балета «Страсти» А. Мдивани»  И. Оловникова (2007), для цимбал и ф-п. «Мотив «Бульбы» (1985), для ансамбля цимбалистов и ф-п.– «Пастушок»(1978); для готово-выборного баяна – «Веснянка», «К кукушке»(1985). Вокальная музыка: для хора и ф-п. — Русь в огне (сл. B. Соловьева, 1965), концерты «Прымхі» ( Маладзік, Асінка, Краснае сонца, Натхненне, На гранай нядзелі, Чорны хмары, Цемна ночка наступае, Стралецкая, Зайграю на дудцы, Вяснянка – сл. народные, Тетки, В. Каратынского), “Северные цветы (Цветок – сл.В. Жуковского, Романс, Крик души, Чуждый чарам черный челн, Тени, Усталая нежность – сл. К. Бальмонта, Смертный грех – сл. Овидия, Песнь песней – сл. из Библии, Ария – сл. народные, 1994); для солистов и ф-п. — камерные кантаты «Полусказка» (сл. М. Танка, 1973), «Телефонная пьеса» (сл. М. Танка, 1974); для голоса и ф-п. — циклы «Исповедь» (Веска мая, Пісьмо сыну, Пількаўскі вецер, Споведзь – сл. М. Танка, 1974), “Песні любові” (Званы, Перамены, Песні любові – сл. Г. Апполинера в пер. на бел. яз. Э. Огнецвет, 1978), «Четыре стихотворения Константина Случевского» (Здесь счастлив я, Перед великою толпою, Элегия, Вопрос,1982), баллада «Откройся, сезам!» (сл. C. Кирсанова, 1974), Реквием (сл.А. Твардовского, 1980), Воспоминание (сл. А. Ахматовой, 1984), Цветочки розмарина (сл. Гонгоры, 1999), Рассказ Франчески (сл. Данте Алигьери, 1999); хоры a cappella: Ой, гукнула сыраежка, Го-го-го каза, Ой, пушчу стралу, Как донской казак, Казачья песня, З народных скарбаў, Славное море, На моры  – сл. нар.; циклы Снапочак: Снапочак, Салавейка, Там, за садамі, Ой, сівы конь бяжыць, Вяснянка, Купаляле, Перад Пятром, Масленка, Ой, пара дамоў, пара, Пры Дунаечку, Гуселькі(1976), Вясельныя:  Маці Ганульку вучыла, Запалі, матка, свечку, Там на браду-браду, Як табе, зорачка?, Мамачка мая (1976), Вясельнае застолле: Ой, пайду я замуж, Сіроцкая, Ля аконца, А мы ў ловы ездзілі, Наша Настачка (1978) – сл. нар.; Песні революции: Гей, по дороге, Смело, товарищи, в ногу, Узник, Колодники, По долинам и по взгорьям – сл. А. Пушкина, А.Толстого, М.Родина (1977), литания “Русь святая”: Месяц, Радуница, Доброта, Меж тихих древ, Гой ты, Русь, Распев/Песнь – сл. С. Есенина (1980), Янка Купала: А хто там ідзе?, Галашэнне, Гарэлка, Вяснянка, На купалле, Усяночная, вокализ “Янка Купала”, Завітаў Пятрок – сл. Янкі Купалы (1981); Хоры на слова А. Луначарского: Этот камень, По воле тиранов, Не жертвы, К сонму великих, Бессмертен павший (1982); Хоры на стихи М. Лермонтова: Русская песня, Тростник, Два великана, Русалка (1985); Хоры на стихи А. Пушкина: Анчар, Я жизнь люблю, Зимнее утро, Зимний вечер, Мой конь, Буря мглою, Друг сердечный(1978–1984); Домік першага з’езду (сл.В. Каризны), Помоги, Милосердный (сл. Ф. Сологуба), Песнь (сл.В.Брюсова), Прославление (сл.Н. Языкова); Я – вольный ветер (сл. К. Бальмонта), Колокольчики мои, или Простая песня (сл.А. Толстого), Люблю грозу (сл.Ф. Тютчева), На Руси (Уж как мы друзья) (сл.К. Пруткова), “О, дар небес благословенный”(сл. А. Радищева), Viktor Rovdo (вокализ), «Господи, прости, помилуй…», «Христос есть наш Бог»  (сл.А. Курбского), «Кто эта? » – сл. из Библии, сюита «Песнь про зубра» – сл.Н. Гусовского (1979), обработка музыки А. Гурилева «Внутренняя музыка» (вокализ); песни: Тополиная высота, Снежинки, Я по звездам шагаю к тебе, Ты где-то ходишь по земле, Колыбельная, Песня Золушки, Как земля ожидает рассвета, Песня о «раненой песне», Песня о Нильсе Боре,  Светла и легка как ранняя осень, Песня про Буслика, Песня Коменданта, Комсомольские песни 20-х годов, Не надо пламенных фраз, «Я – двойка», В давильне давят виноград; прикладная музыка: к драм. спектаклям, в т. ч. "Два веронца" У. Шекспира (1961), "Оптимистическая трагедия" В. Вишневского (1967), "Гроза" А. Островского (1975), "Шторм" В. Билль-Белоцерковского (1975), «Старый Новый год» В. Рощина (1974); муз. к киноф. «Красный велосипед», к телеспект. «Пинская шляхта», к телеф. «Песнь про зубра», к радиоспект. «Дзяўчынка спачувалачка”.

gallery/бск лого 2

Ссылки: